Изначально автомобиль был рожден без стартера, и двигатель должен был заводиться с помощью проворачивания коленвала. На самом деле, на заре автомобилизации у автомобилей было множество более насущных проблем, помимо поворота коленвала перед началом движения. Однако первым самоходным автомобилям все еще мешал громоздкий и нестабильный ручной запуск, и вскоре появились электрические стартеры. Сегодня ремонт стартеров лучше доверять специалистам.
Базовый стартер представляет собой простой электродвигатель. Ток на ротор подается мощной медно-графитовой щеткой, а намагниченность статора обеспечивается электромагнитом или постоянным магнитом. Принципиальных различий в электрических схемах современных стартеров нет. Все стартеры подключаются к электрической системе автомобиля в трех точках: силовой плюс от аккумулятора, масса через корпус и управляющий плюс от замка зажигания. По сути, они отличаются только выходной мощностью, которая выражается в габаритах.
Одно из наиболее заметных различий между разными моделями стартеров заключается в конструкции передней опоры ротора. Классическая схема — это когда вал ротора установлен внутри стартера на двух подшипниках, представляющих собой опорные втулки из бронзово-графитового сплава. Эти втулки расположены на передней и задней крышках стартера соответственно.
Другой основной конструктивной особенностью, отличающей модели стартеров, является редуктор. Точнее, его тип, если таковой имеется, с ним или без него. Фактически, передача крутящего момента от ротора стартера к маховику двигателя может осуществляться напрямую или через встроенный в стартер понижающий редуктор.
Когда механизм стартера близок к выходу из строя, могут появиться следующие признаки:
- При проворачивании ключа выключателем зажигания возникает задержка. Одновременно происходит зарядка аккумулятора. Следует уделить внимание диагностике устройства, особенно проверить впускное реле.
- Затруднение при проворачивании коленчатого вала двигателя. Проблема может возникнуть в холодную погоду, в этом случае она указывает на то, что аккумулятор разряжен. Однако если она возникает летом, а аккумулятор заряжен, следует продиагностировать состояние щеточного узла и подшипниковых элементов.
- Шестерня стартера с трудом отсоединяется от кольца маховика при запуске двигателя. Странный шум при запуске двигателя стартера.
- При повороте ключа коленчатый вал начинает вращаться, но двигатель не запускается.
- Когда водитель пытается завести автомобиль, блок стартера не вращается и не подает признаков работы.
- Автомобиль заводится нормально, но затем блок стартера не останавливается. Он продолжает вращаться и потреблять определенное количество энергии.