Выполнение различных дорожно-строительных работ часто влечет за собой необходимость применения битумно-мастичных составов, смол и других подобных материалов, нагретых до оптимальных температур, определяемых выбранной технологией. Для надежного выполнения задачи как в производственных условиях, так и непосредственно на рабочем месте возможно специальное оборудование — котел для битума.
В зависимости от условий эксплуатации, количества перерабатываемого материала и способа его подачи битумоварочные утеплители могут быть представлены промышленными и мобильными установками. Оборудование первой категории менее распространено и используется в промышленных условиях для приготовления битумных композиций большими партиями. Готовый продукт из таких битумоварок в основном перекачивается с помощью насосного оборудования, но требуется лишь несколько модификаций для перемещения сырья по специальным битумопроводам.
Мобильное оборудование более распространено, чем промышленное, благодаря удобству использования и доступной цене приобретения оборудования. По своей конструкции такая битумоварка представляет собой утепленный котел, смонтированный на металлической раме или колесном прицепе.
Корпус котла снабжен сливной трубой, в которую подается материал, подготовка которого осуществляется с помощью различных нагревательных элементов.
Дизель
Битумные котлы этой категории работают на дизельном топливе, которое подается непосредственно на горелки, а котлы нагреваются открытым пламенем. Отличительной особенностью таких портативных агрегатов является быстрый и равномерный нагрев материала.
Газ (пропан)
Битумоварка газовая предусматривает наличие баллона, наполненного сжиженным топливом, которое подается на горелку.
Электрический
Электрические битумные котлы (КБЕ) используют специальные нагревательные элементы для расплавления и нагревания битума. Нагревательный элемент изолирован от котла и материалов, что несколько усложняет установку и обслуживание.
К преимуществам электроизолированных котлов на битуме можно отнести экологичность и доступность. Главный недостаток в том, что он работает только там, где доступ к системе питания беспрепятственный.
Учитывая маломобильность и высокую стоимость обслуживания электрических битумных плит, пропановые и дизельные агрегаты сегодня наиболее распространены и могут легко использоваться практически в любых условиях.